Звуковая культура речи
6 Июня 2017

Аспекты формирования звуковой культуры речи.

Звуковая культура речи как один аспектов интеллектуального развития дошкольников. Понятие «звуковая культура речи» включает собственно:

  • произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция)
  • элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп)
  • связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты)
  • а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: развитие речевого слуха и дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, что является предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
  • Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
  • Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Работа организуется следующим образом: Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Для выработки методики артикуляционной гимнастики важен учет возрастной моторики.

В 3-4 года ребенок должен усвоить основные движения, а к 4-5 годам требования повышаются и движения должны быть четкими и плавными без подергиваний.

В 6-7 лет – дети выполняют движения в быстром темпе и удерживают положение языка продолжительное время. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы. Данная технология проводится с детьми всех возрастных групп. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Рекомендуется ежедневно включать ее в индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. Ожидаемый результат: Закрепляется правильное звукопроизношение. Развивается координация мелкой и артикуляционной моторики.

Общие рекомендации выполнения артикуляционного комплекса:

  • Учитывать индивидуальные особенности детей;
  • Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;
  • Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;
  • Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук;
  • Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.

Этапы работы:

  • Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей.
  • Знакомство детей с органами артикуляции, выполнение упражнений для губ, языка и челюсти по традиционным методикам.
  • Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается.
  • Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка.
  • Подключение к выполнению артикуляционной гимнастики другой руки ребенка в перчатке.
  • Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.
  • Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.

«БЕГЕМОТИК»

Широко откроем ротик, как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я: 1, 2, 3, 4, 5. А теперь закроем ротик, Отдыхает бегемотик! На счет 1 открыть рот, при этом язык спокойно лежит, кончик за нижними резцами. Удерживать рот в таком положении под счет до 5, затем закрыть. Кисть руки находится горизонтально, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. На счет 1 большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. Повторить 4-5 раз.

«ЛЯГУШКА»

Тянем губки прямо к ушкам, Как весёлая лягушка! На счет 1 улыбнуться, зубы не обнажать, удерживать губы в таком положении под счет от 1-10. Затем вернуть губы в исходное положение. Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты. На счет 1 немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Повторить 4-5 раз

«БЛИНЧИК»

На счет 1 улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык, удерживать язык в таком положении под счет от 1-10. Кисть руки находится горизонтально, на счет 1 кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз. Повторить 4-5 раз. Мы немножко испекли Блинчиков румяных. Будем мы друзей встречать И блинами угощать.

«ЧАШЕЧКА»

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки. Не удерживать язычок нижней губой. Удерживать язык под счёт до десяти. Очень вкусно мы поели, Выпить чаю захотели. В чашку чая мы нальём, Выпьем чаю мы вдвоём.

«ИГОЛОЧКА»

На счет 1 открыть рот, вытянуть губы вперед трубочкой, просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1-10. Сомкнуть в кулак пальцы, оставить лишь выпрямленным указательный палец. Повторить под счет от 1-10. Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю. И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

«КИСКА СЕРДИТСЯ»

На счет 1, открыть рот, упереть кончик языка с основания нижних зубов, и «выкатить» широкий язык изо рта, на счет 2 убрать язык вглубь рта (кончик языка постоянно находится за нижними резцами. Кисть руки находится горизонтально, 4 пальца полусогнуты в средних и нижних фалангах, ладонь направлена вниз. На счет 1 подогнуть пальцы руки, слегка наклонив кисть вниз, на счет 2 вернуть кисть в исходное положение. Повторить 4-5 раз. Рассердилась кошка наша – Не даёт погладить даже. Спинку выгнула – шипит. И тихонько, так мурчит.

«РАСЧЁСКА»

На счет 1 положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счет от 1-10. Левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально. На счет 1 провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз. Хороша моя расчёска! С волосами она дружит, Хорошо всегда мне служит.

«СЛОНЁНОК»

Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну А теперь их отпускаю И на место возвращаю Вытянуть губы вперед «трубочкой», зубы сомкнуть. Удерживать так 5-7 с.

«ЗАБОРЧИК»

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта десять, затем вернуть губы в исходное положение. Наши губки улыбнулись Прямо к ушкам потянулись Ты попробуй «И И И» скажи, Свой заборчик покажи.

«ГРИБ»

Улыбнуться. Открыть рот, «приклеить»(присосать) язык к нёбу. Ротик широко открыт. Я по лесу по зелёному бреду, Я грибы в свою корзину соберу.

«ПАРУС»

Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки ( альвеолы) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счёт до десяти. Кораблик наш под парусом Плыл по волнам в морях. Детишек очень маленьких По морю он катал.

«ДЯТЕЛ»

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними губами и произносить звуки: «д-д-д…» Целый день всё тук, да тук- Дятел на стволе сидит, Клювом дерево долбит. Тук да тук, тук да тук - В лесу слышен громкий звук.

«ГАРМОШКА»

Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Ох, запела под окошком Самодельная гармошка. Ротик шире открываем, Гармонисту подпеваем.

«МАЛЯР»

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно. Под счёт до восьми. Я сегодня утром встал И посёлок не узнал. Каждый дом, и каждый столб, Был покрашен маляром

«КОМАРИК»

Улыбнуться. Открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «З-З-З» протяжно под счёт до десяти. Комар звенит над ухом И не даёт уснуть. Звеня над нами вьётся, А в руки не даётся.

«ЧИСТИМ ЗУБКИ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево - вправо) под счёт до десяти. Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубками ( ротик широко открыть). Нижняя челюсть при это не двигается. Чтобы зубки не болели, Надо чистить дважды в день.

«ЧАСИКИ»

Улыбнуться, открыть ротик. Тянуться язычком попеременно то к левому уголку ротика, то к правому. На стене висят часы, Громко тикают они. Тик-так, тик-так - Язычок качался так

«ЛОШАДКА»

Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижная и «прыгал» только язык. Язычком пощёлкай громко - Стук копытца будет звонкий.

«КАЧЕЛИ»

Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок! На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз. И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу. Нижней губой стараться язык не поддерживать. Ели мы блины с вареньем, Губы мы испачкали. Чтоб варенье с губ убрать, Надо ротик облизать.

Возврат к списку


Адаптация


Адаптационный период детей в детских садах

Одежда для детского сада. Как подписать вещи

Об адаптации детей к ДОУ


Рекомендации родителям в период адаптации